понедельник, 15 февраля 2016 г.

Формирование экологической культуры учащихся через уроки
биологии и внеклассные мероприятия
Сихаджок Марзет Адамовна
Учитель географии и биологии
МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К. Намитокова»
а.Понежукай, Теучежского района

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. В школе ведётся систематическая работа по формированию экологической культуры школьников среднего звена.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как на уроках биологии, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д.Зверев.,А.Н.Захлебный, И.Т.Сурогевина идр.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирование их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании их экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально – волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Вместе с тем существует ряд противоречий:
  • между точным определением места и роли уроков биологии и выбора содержания, форм и методов экологического образования, единой логики развития ведущих понятий, их последовательного изучения и углубления:
  • между раскрытием перед школьниками положительного и отрицательного воздействия человека на природу в масштабе своего региона и формированием экологической культуры школьников.
Традиционной формой обучения для школы является урок. Вспомогательную функцию выполняют формы внеурочной деятельности: конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, экологические акции.

Считается, что биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый ученик станет биологом, но каждому придётся принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.


Задача учителя - показать учащимся значимость биологических и экологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни. Ведь, чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников и применять полученные знания в повседневной жизни.


Главная роль отводится на уроках и внеклассных мероприятиях взаимодействию учеников с природными объектами.


В современном биологическом образовании именно непосредственное взаимодействие с конкретными природными объектами должно реализовать свой развивающий потенциал.


Достижение этого возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Взаимодействие школьников с природой организуется как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся экскурсии, экологические акции, операции, работа на учебно - опытном участке, проектирование и создание учебных экологических троп. В "искусственных" условиях — живые экспозиции и уголки, искусственно созданные природные ландшафты, оранжереи, а также общение с домашними животными.


Деятельность ребят, организуемая на уроках и внеклассных мероприятиях, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.


Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.


Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
  • иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
  • знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
  • знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
  • знать природу своего родного края.
Экологически культурная личность должна обладать развитым мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.


Развитию мышления учащихся на уроках помогает применение современных педагогических технологий.


Введение новых педагогических технологий диктуется необходимостью обновления содержания образования. Педагогические технологии, используемые в школе, решают задачу максимального стимулирования мыслительных процессов у учащихся, формирование навыка рефлексии, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.


При отборе технологий используются следующие принципы:


  • сотрудничество;
  • диалогичность;
  • деятельностно-творческий характер;
  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • предоставление ребенку свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения;
  • сотворчества учителя и учащихся.
На уроках стараюсь научить каждого ученика эффективно мыслить, освоить основные операции логического мышления: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни для решения экологических проблем.
На уроках биологии на этапе проверки домашнего задания используются задания, которые развивают логическое мышление учащихся.
Приложение
(Урок биологии в 6 классе «Среда обитания. Экологические факторы»)


Постоянное создание на уроках ситуаций, в которых ученикам приходится размышлять, искать выход, рассуждать, доказывать и обосновывать свои суждения, переживать радость от правильно найденного решения, помогает формированию активного, критического, самостоятельного, творческого экологического мышления, без которого трудно обойтись в повседневной жизни. Всему этому способствует применение приёма «Да –нетка».
Приём “Да-нетка”.
Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (планеты, экологические факторы, описание явления природы) Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".


Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Биология должна быть важным звеном в системе общего среднего образования, обеспечить учащихся знаниями основ науки о живой природе и методах её познания, составляющих фонд общечеловеческой культуры, прочное овладение которыми необходимо для материалистического объяснения явлений природы, формирования научной картины мира, трудового, экологического и гигиенического воспитания, для овладения интеллектуальными, практическими и общеучебными умениями.


Используется следующие педагогические технологии.
Таблица 1
Образовательные технологии
Традиционные
Современные технологии
  • Объяснительно-иллюстративные;
  • технологии проблемного обучения;
  • дифференцированное обучение.





  • технология личностно-ориентированного обучения, индивидуального стиля учебной деятельности;
  • модульное обучение;
  • информационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология критического мышления;
  • технология проектного обучения.






При обновлении педагогических технологий используется следующие формы образовательной деятельности (основной и дополнительной).

Таблица 2
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Внеклассная и внешкольная деятельность
Направлена на достижение обязательного минимума, повышенного урови общего уровня образования.

Урок;
лекция;
общественный смотр знаний;
учебная экскурсия;
диспуты;
семинары;
Направлена на расширение знаний
повышение уровня интеллектуальной деятельности.
Олимпиады;
Научно-практические конференции;
Научные общества;
Факультативы;
Предметные кружки;
Индивидуальные консультации
Уроки-экскурсии;

Направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширение кругозора.
Викторины;
Тематический выпуск стенгазет;;
Конкурсы;
Посещение выставок, театров, музеев;
предприятий
Встречи с интересными людьми.
Работа на учебно –опытном участке;
Проектирование и создание учебных экологических троп.








Использованная литература:
  1. Мамедов, Н.М. Основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование, 2001.
  2. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей школьного возраста.- М.: АРКТИ, 2004.
  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/Ю.В.Новиков.-М.:Просвещение,2000.
  4. Элементы экологической педагогики/В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов и др.-М.:Академия,2000

















































Комментариев нет:

Отправить комментарий