понедельник, 15 февраля 2016 г.

Экологическое образование и воспитание на уроках географии
Сихаджок Марзет Адамовна
Учитель географии и биологии
МБОУ СОШ №4 а.Нечерезий, Теучежского района

Одна из важнейших задач современной школы – формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание экологической культуры поведения в трудовой деятельности и быту. Уровень экологической культуры определяется качеством экологического образования и воспитания в школе.
Особое место в экологическом образовании принадлежит географии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки.
Исследуется проблемы охраны и рационального использования географической оболочки, географической среды и их геосистем, вопросы оптимизации и взаимодействия производственных и природных комплексов, эколого-географические основы создания и функционирования природно-технических геосистем.
Цель и задачи. Комплексность и системный подход в непрерывной связи с природной средой деятельность человека. А.А. Борзов отмечал "Что научное оправданное и сознательное использование природных сил требует цельного и полного их значения, комплексного изучения и не позволяет ограничиться эксплуатацией отдельных богатств без учета того, как это отразиться на всей географической среде".
В школьной географии большое число понятий, которые являются опорными в теории экологии и рационального использования, например целостность природы, взаимосвязь во всех их компонентов и процессов, природный комплекс, географическая оболочка, биосфера, ландшафт, круговорот веществ в природе и т.д. Большое число понятий, непосредственно относящих к теории и практике рационального природопользования и охраны природы, например понятия об антропогенных ландшафтах, глобальных и региональных экологических проблемах, об организации использования природных ресурсов, о формах антропогенного воздействия на природную среду, об основных принципах рационального природопользования.
Использования разных способов, например, при изучении энергетики дополняю материалы об экологических следствиях аварии на Чернобыльской АЭС, о географических факторах распределения радиоактивных веществ, о размещении районов, пораженных радиоактивными осадками, и при изучении природы и хозяйства Русской равнины. Дефицит учебного времени не позволяет значительно расширить экологическую информацию. Формирование экологического мышления, умения делать экологические выводы и заключения на основе имеющихся материалов.
Другой способ заключается в постановке вопросов экологического направления как к отдельным разделам, так к рисункам, картам, схемам, фотографиям.
Представление об единстве природы, о необходимости комплексного подхода к использованию ее ресурсов успешно усваивается на географическом материале о природных комплексах. При их изучении учащиеся узнают, что все компоненты природных комплексов неразрывно связано друг с другом в единую систему.
Воздействие на один из компонентов неизбежно приведет к изменению других. Например при изучении природных зон разбираем такие вопросы: Как изменяется круговорот веществ природного комплекса лесной зоны, если человек вырубит леса? Какие компоненты изменяются при этом? Каким образом? Почему при пользовании природных ресурсов необходимо учитывать не только хозяйственно-экономические процессы, но и взаимосвязь природных явлений?
При изучении климата России экологическую направленность обучения усиливают такие вопросы: из каких географических регионов поступает воздух на территорию России? Откуда он поступает наиболее чистый? Откуда он приходит загрязненным и почему? А какой сезон и почему климатические условия способствуют загрязнению воздуха в Иркутске?
Изучения сфер материального производства и хозяйственного освоения территорий позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды.
Например, при изучении Поволжья использую вопросы: каким образом изменялись природные условия в долине реки Волги в результате создания каскада водохранилищ? Каковы благоприятны следствия изменения природных условий для судоходства, рыболовства, водоснабжения городов, энергетики, сельского хозяйства? Какие отрасли Поволжья загрязняют Волгу в наибольшей степени? В чем проявляются следствия этих загрязнений? Каким образом сооружения гидроузлов сказываются на степени загрязненности воды в Волге? Какие меры необходимы для улучшения экологического состояния Волги и ее долины?
Региональные экологические проблемы.
Это ситуации во взаимодействии общества и природы в регионе, которые в связи с изменением природной сферы порождают или могут порождать опасность для здоровья или существования людей, развития хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество сферы, служить хранилищем генофонда. При изучении региональных проблем открываются широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, используя на практике.
При изучении региональных экологических проблем применяю дискуссию. Такая форма неоднозначна и вытекают отсюда различные мнения. Система целенаправленных вопросов подводит учащихся к продуманным, обоснованным, самостоятельносделанным, а не навязанным выводам. Вопросы предлагаю заранее в порядке выполнения домашнего задания.
В курсе географии 8 класса при изучении темы «Проблемы Каспия» использую следующие вопросы для дискуссии: Какие страны располагаются в пределах водосборного бассейна Каспия? Для какой из них Каспий имеет наибольшее хозяйственно-зкологическое значение? Как влияют колебания уровня моря на жизнь рыб и перелетных птиц, морской транспорт, работу портов, добычу нефти? Обоснуй, что лучше для народного хозяйства России – подъем уровня Каспия, его опускание или стабилизация? Какое влияние оказывает деятельность человека на колебания Каспия? Можно ли и нужно ли искусственно регулировать уровень моря?
Многие географические понятия используются в качестве опорных при изучении экологических вопросов в курсах биологии, физики и химии – интегрированный характер. Реализация межпредметных связей в экологическом образовании на примере проблемы охраны поверхностных вод от загрязнения.
Используя данные предметов химии, биологии, физики можно поставить систему вопросов: какие химические вещества используют в сельском хозяйстве? (химия) Каким образом они попадают в водоемы? (география) Какие вещества содержат в канализационных стоках? (география, химия, биология) Какие природные процессы нарушаются в водоемах в связи сих загрязнением? (география, химия, биология) Какие существуют меры по защите поверхностных вод от загрязнения? (география, химия, биология)
И традиционная для географии работа с картой. Многие географо-экологические понятия и объекты в сознании детей имеют характер отвлеченных понятий, что вызывают затруднения в восприятии и осмыслении. Помочь в преодолении этих трудностей поможет карта. С ее помощью можно конкретизировать эколого-географические связи. Для этого используем любые картографические материалы атласов и учебников. Их экологический потенциал раскрывается с помощью системы вопросов и заданий. Ответы на них строятся с помощью совмещенного анализа природных и экономических карт.
Например: какие промышленные предприятия размещены в данном географическом регионе? Какое воздействие они оказывают на географическую среду? Какие особенности природных условий способствуют возникновению экологических проблем? Каким образом они могут быть раскрыты или смягчены?
Географо-экологический анализ провожу и при работе с отдельными картами. Например, экологическое значение синоптических карт, помещенных в учебниках, раскрываю следующими вопросами: как направлены вертикальные движения воздуха в циклонах и антициклонах? Как при этом распространяется дым из труб промышленных предприятий? С помощью синоптических карт определите, в каких регионах наблюдается циклональная и антициклональная погода? В каких городах в этот день возросла угроза загрязнений? Каким образом можно использовать прогнозы для предотвращения загрязнений воздуха?
Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение учеников с природой. В процессе обучения географии осуществляю посредством практических работ на местности. Наблюдения за характером воздействия человека на природную среду, за антропогенным изменением природных условий. Для развития конкретного экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии геоэкологического наблюдения.
Например, на природоведческих экскурсиях, наряду с изучением различных параметров воздуха и поверхностных вод рассматриваем и санитарное состояние вод и атмосферного воздуха, источники их загрязнения, влияния географических факторов на степень загрязнения окружающей среды, меры по ее защите и т.д. В начале экскурсии ставлю вопросы географо-экологического характера:
Каково качество воды в водоеме? Для каких целей можно использовать? Чем загрязняется вода в водоемах? Откуда поступают загрязнения? Как они влияют на природные особенности реки? Меры защиты и сохранения благоприятных качеств водоемов.
При изучении рельефа на местности обращаю внимание на характер и интенсивность эрозийных процессов, на причины их возникновения и развития антропогенного микрорельефа – размоин, промоин, оврагов. Уделяю внимание на причины их возникновения, негативных последствиях развития и способах борьбы с ними.
Как влияет растительность и распашка на возникновение и развитие эрозийных процессов? Отчего происходит заливание водоемов? Какие меры можно предложить для предотвращения разрушения почв?
При изучении сельскохозяйственного предприятия характер экологических вопросов и наблюдений определяется местными природными и хозяйственными условиями. Например: какие природные ресурсы и компоненты используются в сельскохозяйственной деятельности? В чем проявляется воздействие природных условий на сельскохозяйственное производство? С какими нежелательными последствиями сельскохозяйственного производства необходимо бороться? Можно ли обойтись без применения ядохимикатов? Какие факторы способствуют возникновению эрозийных процессов? Как с ними бороться? Какие изменения произошли в природных комплексах в результате сельскохозяйственной деятельности?
Геоэкологические наблюдения проводим в районе автомобильной и железной дороги. В результате учащиеся отвечают на вопросы: на каком расстоянии от магистрали ощущается влияние газовых выбросов автомобилей? Где ощущается больше в выемках или на участках насыпей, среди лесов или на открытых пространств? Какие виды транспортных средств оказывают большое воздействие на ухудшение экологических условий природной среды? Почему нельзя собирать грибы и ягоды, пасти скот вблизи дороги?
Необходимой частью экологического образования является эколого-краеведческое изучение своего края. Организуем в течении года экскурсии и наблюдения. Экскурсии не только в парки, скверы и сады, где рассматриваем преимущественно биоэкологические вопросы, но на промышленные предприятия, где знакомимся с кругом геоэкологических проблем. Во время экскурсии внимание уделяем на воздействие предприятий и транспорта на природные условия, экологическое состояние окружающей среды. Экологически неблагополучный район в городе Троицке – район нефтебазы с кварталом жителей, где состояние городской среды неблагоприятно для жизни людей. В каких районах города больше зеленых насаждений? Какую роль они играют? Как отличаются районы города по качеству воздуха, плотностью застройки и особенностям застройки и особенностями планировки, по уровню шума и т.п.? Если участки для отдыха взрослых и игр детей? Чем обусловлены эти отличия?
Проблемы сохранения качества окружающей среды приобретают все более выраженный геоэкологический характер. Без географических знаний и формирования географического мышления невозможно сохранить благоприятные качества природной среды России. В их сохранении и улучшении объективно должны быть заинтересованы все. Отсюда и вытекает
Все возрастающая роль школьной географии в патриотическом воспитании учащихся. Изучение геоэкологических проблем открывает самые широкие возможности для развития как общей, так и экологической культуры молодежи, дает обширный материал для патриотического воспитания.



Список использованной литературы

  1. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов: Д.Н. Замятин - Санкт-Петербург, Алетейя, 2003 г.- 336 с.
  2. Многоликая география. Развитие идей Иннокентия Петровича Герасимова (к 100-летию со дня рождения): - Москва, КМК, 2005 г.- 374 с.




































Комментариев нет:

Отправить комментарий