понедельник, 15 февраля 2016 г.

Население Европы

НАСЕЛЕНИЕ ЕВРОПЫ.

Урок - пресс - конференция (10 класс).

Рекомендации. Урок проводится в конце изучения темы «Европа». На одном из предшествующих занятий учитель предлагает десятиклассникам провести урок в форме пресс - конференции. Ученики самостоятельно знакомятся с материалом о населении Европы, вместе с учителем выбирают главных действующих лиц - двух «специалистов по населению», «демографов» и «жителей» чеиырех европейских стран: три человека от Западной Европы (Северной, Среднеастей, Южной частей) и один - от Центральной Европы.
Страны желательно подбирать яркие, достаточно крупные по территории и населению, обладающие характерными для данного региона чертами. Знать о выбранных странах должны только исполнители главных ролей.
Пыримеры стран:
  • Северная Европа (Швеция);
  • Средняя Европа (Германия);
  • Южная Европа (Испания);
  • Центральная Европа (Польша).
    При выборе главных действующих лиц урока необходимо учитывать интересы учащихся, желание исполнять ту или иную роль, умение работать с дополнительными источниками знаний, творческие способности.
    Остальные учащиеся класса готовят вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать от главных действующих лиц. Основная часть вопросов собирается на предварительном этапе и передается «жителям» европейских стран и «демографам». «Европейцы» готовят информацию не только о населении своих стран, они изучают также их историю, природу, экономику, собирают данные о наиболее ярких личностях в истории и культуре данной страны.о
    Вопросы можно разделить на группы по уровням сложности:
  1. Построенные на материале, изложенном в. учебнике.
  2. Требующие глубоких географических и знаний о стране.
  3. Требующие анализа имеющихся статистических данных.
    Учащиеся класса учитель предлагант выступить в роли журналистов различных средств массовой информации, отражающих интересы разных социальных групп. Например, телевидение: образовательные, научно-популярные, познавательные, развлекательные программы. Исходя из этого, и вопросы могут иметь разную направленность.







Цель урока: расширение и углубление знаний о населении Европы.

Задачи:
  • формировать умение работать с дополнительными источниками знаний;
  • развивать мышление, свободу общения, готовность к сотрудничеству, творческие способности;
  • воспитывать познавательный интерес к географии.

Тип урока: обощение и систематизациязнаний (пресс — конференция).

Методы:
  • частично-поисковый,
  • исследовательский.

Оборудование:
  • политическая карта Европы;
  • карта «Население»;
  • визитные карточки европейских стран.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока.
Учитель. Население... . За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад, живут сейчас и будут жить в будущем. Многие понятия, связанные с населением, вам хорошо знакомы, например: естественное движение, рождаемость, смертность, плотность, национальный состав, половой и возрастной состав людей, миграция, занятость. Это существенно облегчает нашу задачу - охарактеризовать население Европы. Но сегодня вы должны продемонстрировать не только знания, но и свои творческие способности, умение формулировать и аргументированно высказывать свою точку зрения по демографическим проблемам.

2. Организация восприятия и осмысления информации.

1-й этап.

Выступление «евпопейцев» с сообщениями о своих регионах и сранах.

Житель Швеции

Представления региона Северная Европа.
  1. Особенностью стран региона является высокий уровень социальной защиты населения. Экономику этих стран можно назвать социальной рыночной.
  2. Средняя плотность населения невелика - около 20 человек на 1 км². Продолжительность жизни в странах региона стремится к 80 годам, весьма преклонный здесь пенсионный возраст. Так, в одной из стран он составляет 67 лет для мужчин, так и для женщин.
  3. Почти все страны однонациональные. Так, в Испании 98,3% населения-исландцы.
Представление страны.
  1. Территория страны вытянута с севера на юг почти на 160 км и частично находится за Северным полярным кругом.
  2. В стране самая большая продолж нительность жизни и самая низкая детская смертность в Европе.

Важнейшими природными богатствами этой страны являются лес и железная руда. В столице этого государства вручают Нобелевскую премию.


Житель Германии.

Представления региона Средняя Европа.
  1. На регион приходится четверть запасов каменного угля в Европе.
  2. Здесь самая густая сеть городов в Европе, ее каркас создают городские агломерации, их на родине этой формы расселения более 400 - это мировой рекорд!
  3. Крупнейшие по численности народы в регионе - немцы, французы и англичане.
Представление страны.
  1. Страна имеет очень выгодное географическое положение, ее территория несколько напоминает букву «Р», основание которой находится в центре Европы, а верхняя часть окаймляется водами двух морей Атлантического океана.
  2. Хозяйство страны напоминает точно отлаженный механизм, что во много отвечает таким чертам характера его жителей, как точность, пунктуальность, бережливость, расчетливость. Если это умножить на профессионализм, высокий уровень образования и квалификацию трудовых ресурсов, то вы получиете высококачественную, надежную и дорогую продукцию, которой славится страна во всем мира.
  3. Климат достаточно мягкий, относительно суровые зимы в горных районах, среднегодовое количество осадков 600 - 700 мл. Климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства и являются одной из причин достаточно разветвленной речной сети. Крупнейшими реками являются Рейн, Везер, Эльба, Дунай.


Житель Испании.

Представления региона Южная Европа.
  1. Горы занимают в этом регионе 75% территории.
  2. В состав региона входит восемь стран и одна зависимая территория.
  3. Почти все страны региона находятся на полуостровах и островах Средиземного моря.

Представление страны.
  1. Средняя температура июля +27º С, января -1º С, более половины территории страны занимает степь с малоплодородными почвами и бедной растительностью.
  2. В этой многонациональной католической стране, наряду с официальным языком, в отдельных областях существуют вторые официальные языки.
  3. Крупнейшие города этой страны - Мадрид и Барселона.

Житель Польши.

Представления региона Южная Европа.
  1. Климат на большей территории региона умеренно-континентальный, природа разнообразна, в конце ХХ столетия здесь было создано много национальных парков и других природоохранных территорий.
  2. В последние 15 лет многих стран региона характерен отрицательный естественный прирост.
  3. Число стран региона значительно увеличилось в результате распада некоторых государств.

Представление страны.
  1. На севере страны преобладают низменности, в центре и на севере - возвышенности, только крайний север и северо - запад заняты живописными горами.
  2. В этой стране проживает около 300 тысяч украинцев, а в Украине живет около 200 тысяч представителей коренной национальности этого государства.
  3. Один из известнейших писателей этой страны и всего мира - Адам Мицкевич. Его произведения проникнуты горячей любовью к стране, ее природе и людям, полны переживаний за их будущее.


2-й этап

Варианты вопросов и ответов на пресс — конференции.

  • Каковы особенности национального состава стран Западной Европы?
    Национальный состав населения довольно сложен. Большая часть жителей говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье (романская и германская группы). Большинство стран однонациональные. К двунациональным относится Бельгия, а Швейцария, Испания и Великобритания - многонациональные страны.

  • Существуют ли закономерности в размещении населения?
    Такие закономерности существуют. Больше всего представители населения «выбирают» районы с благоприятным климатом, равнинным рельефом, на побережье теплых морей или вблизи крупных рек. В последнее время своеобразным «магнитом», притягивающим население, стало быстро развивающееся хозяйство, которое привело к росту уровня жизни. Традиционно низкой плотностью населения выделяются районы с неблагоприятными природными условиями: это пустыни, высокогрье, территории с холодным нклиматом - в Европе таких территорий очень мало.

  • Каковы особенности размещения населения Центральной и Восточной Европы?
    Население размещено относительно неравномерно, при среднем показателе около 90 чел. на 1 км², страны, где этот показатель в три раза ниже - это Россия (европейская часть) и Эстония. Максимальная плотность населения в Чехии, Польше и Молдове - 120 - 130 чел. на 1 км².

  • Расскажите о размещении населения Германии.
Германия относится к числу наиболее густонаселенных стран мира, даже в людной Западной Европе показатель плотности в 229 чел. на 1 км² является высоким. Население размещено по территории достаточно равномерно.

  • Когда произошло разделение хрисанства? Каковы особенности и география основных ветвей этой религии?
    В XI веке христианство распалось на два направления: католицизм и православие. Если католики подчинены только Папе Римскому, то у православных существуют независимые церкви. Есть и другие отличия, одно из них - в отправлении служб: католики крестят детей, обливая их водой, православнык-трижды погружая их в воду.
    В XVI веке от католицизма откололся протестантизм, он отверг власть Папы Римского и организовал третье направление христианства. Протестанизм выдвинул три новых принципа в христианстве: спасение личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Библии. По представлениям протестантов каждый христианин имеет право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и священников.

  • Расскажите о религиозном составе населения Европы.
    Основная религия жителей региона-христианство, здесь представлены все три его ветви. В Северной Европе в явном больштнстве протестанты, причем большинство из них-лютеране. Лютеранство распространено и на севере Германии, другие протестантские церкви «поделили» Великобританию и Нидерланды, на остальной части Средней Европы преобладает католичество. Но наиболее мощно эта церковь представлена в Южной Европе, особенно в Италии, Испании и Португалии, есть здесь и православные (Греция).
    Надо сказать, что в большинстве стран религии весьма существенно влияет на все стороны жизни. Так, в странах Северной Европы государственные должности могут занимать исключительно протестанты, в Южной Европе неразрешимой проблемой долгое время были разводы, так как церковь их запрещала. В Центральной и Восточной Европе больше приверженцев у православной и католической религий, есть здесь представители протестантов и мусульман.

  • Сегодня средняя продолжительность жизни в Западной Европе превышает 75 лет. А каков был этот показатель триста - четыреста лет назад?
Средняя продолжительность жизни на протяжении многих веков составляла всего 30-35 лет. Человек в те времена был беззащитен перед эпидемиями смертельно опасных болезней. Так, в середине XVI века население Европы понесло колоссальные потери от чумы.

  • Что такое демографический взрыв и демографический переход?
    Демографическим взрывом называют процесс резкого увеличения прироста населения. В отдельные периоды ХХ столетия население Европы и мира росло на 2% в год, если в 1950 г. на Земле проживало примерно 2,5 млрд. людей, то в 2000 г. уже более 6 млрд.
    Демографическим переходом называют последовательное изменение показателей рождаемости, смертности и естественного прироста по мере социально-экономического развития стран мира. На современном этапе многие европейские страны проходят третью фазу демографического перехода, для которой характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности. При этом естественный прирос сохраняется на невысоком уровне, а иногда отсутствует.
  • Что характерено для первого типа воспроизводства?
Первый тип воспроизводства характеризуется низкими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста. Его часто называют простым воспроизводством, когда в ходе смены поколений численность населения почти не увеличивается, и суженным, когда уменьшается. Первый тип воспроизводства характерен для стран Европы, а также для Северной Америки, отдельных государств Восточной и Юго - Восточной Азии, Австралии.

  • Каковы особенности демографической ситуации в Польше?
Смертность несколько превышает рождаемость. Население Польши уменьшается. Согласно демографическому прогнозу к 2030 г. оно составит 37,9 млн. человек (в настоящее время 38,5 млн). Уменьшается и доля населениея младшей возрастной группы, которая сейчас составляет 15,9%. Доля населения старшей возрастной группы увеличивается. В стране отмечается повышение возраста создания семьи, прослеживается тенденция роста неформальных брачно-семейных отношений, увеличивается количество неполных семей и числа детей, рождающихся вне брака. Все это может привести к дальнейшему обострению демографической ситуации. Женщин в стране больше, чем мужчин, особенно это проявляется в старшей возрастной группе.

  • Почему в европейских странах низкая рождаемость?
Снижение рождаемости связано с целым рядом факторов, в первую очередь с изменением социального положения женщины в обществе, ее вовлечением в общественное производство. Это вынуждает ограничивать число рождений, так как профессиональная работа вместе с выполнением семейных обязанностей резко увеличивает нагрузку на организм. Снижению рождаемости способствует рост образовательного уровня и повышение брачного возраста. Исследования показывают, что женшины с высшим образованием в среднем имеют в 2 раза меньше детей, чем с начальным.
Важными факторами данной проблемы являются старение населения, развитие медицины, увеличение городского населения, улучшение благосостояния жителей многих стран, рост их культурного уровня.

  • Как будет изменяться численность населения Европы в будущем?
Сегодня в Европе проживает около 700 млн. чел. Предполагается, что в первой половине XXI века рост численности населения прекратится, а затем в большинстве стран прирост населения станет отрицательным, то есть смертность будет превышать рождаемость. В результате - численность населения Европы к 2050 г. уменьшится.

  • Каковы особенности возрастной структуры стран Южной Европы?
В целом возрастная структура этих стран близка к среднеевропейским показателям: младшая возрастная группа составляет (в среднем) от 15 до 18%, средняя - от 61 до 64%, а старшая - от 19 до 22%. Однако надо отметить самый низкий показатель доли населения младшей возрастной группы в Италии, здесь он составляет всего 14%. В этой же стране больше всего составляет доля населения старшей возрастной группы — 24%.
Из крупных европейских стран - Италия самая «пожилая». Это неприятное лидерство создает сложные проблемы в социальном обеспечении. Одним из направлений их решения становится повышение пенсионного возраста. С 2008 г. итальянские мужчины выходят на пенсию не в 57 лет, а в 60. В 2010г. пенсионный возраст будет поднят до 61 года, а еще через три года он будет равняться 62 годам. Женщины, как и раньше, будут выходить на заслуженный отдых в 57 лет.
  • Кто относится к безработным? Каков уровень безработицы в европейских странах?
Согласно рекомендациям Международной организации труда к безработным относятся лица 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней. Уровень безработицы в западноевропейских странах колеблется в достаточно широких пределах: от 2,6% в Норвегии и до 12% в Италии, а в средний показатель составляет 6-8%.
В постсоциалистических транах в открытой форме безработица проявилась в последние 15-20 лет, сейчас в ряде стран достигла 10% и более. При этом значительная часть населения занята неполную рабочую неделю.

  • Каковы особенности миграционных процессов в Европе в последние годы?
Конец ХХ века характеризуется усилением миграционных процессов в этой части света. Это объясняется распадом мировой социалистической системы и ряда многонациональных государств, военными конфликтами в бывшей Югославии.
В 90-х гг. усилилась эмиграция высоквалифицированных кадров из стран - членов СНГ и Центральной Европы в страны Западной Европы. Это обусловлено огромной разницей в оплате труда специалистов в разных странах и желанием развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их обучении.

  • Германия традиционно принимает много иммигрантов. Сколько всего их проживает в этой стране, откуда они приехали?
В Германии насчитывают около 7 млн. иммигрантов, они признаны восполнить «брешь» в недостатке рабочих рук, необходимых на трудоемких и малооплачиваемых производствах. В основном это турки (курды), боснийцы, сербы, итальянцы, хорваты, греки, испанцы, евреи, в последнее деятилетие в страну возвращаются этнические немцы, в том числе из государст - членов СНГ.

  • Что такое урбанизация?
Урбанизация - это процесс увеличения численности городского населения, роста городов, возрастания их роли в экономической и политической жизни государства и всего мира. Он также характеризуется концентрацией в городах промышленного производства, предприятий и учреждений сферыуслуг, повсеместным распространением городского образа жизни.

  • Насколько мы знаем, в Германии процесс урбанизации имеет свои особенности, расскажите о них.
Германия - это высокоурбанизованное государство, в городских населенных пунктах здесь проживает более 90% населения. Большое значение имеют города с населением более 100 тыс. человек, многие из них имеют интересную «биографию» - это старые религиозные, университетские и административные центры, более двух десятков стран, которые «дробили» территорию современной Германии до середины XIX века.
Многие города «тяготеют» к Рейну и его притокам, на карте система этой главной «немецкой» реки выглядит как голубые нити, на которые «нанизаны» города. Среди них крупнейший речной порт мира-Дуйсбург, а также Эссен, Дюссельдорф, Дортмунд, Кельн, Майнц, Франкфурт-на-Майне, Мангейм.

  • Что вы можете сказать об урбанизации в странах Северной Европы?
В Северной Европе процент городского населения составляет от 60 в Финляндии до 92 в Исландии. При этом в Исландии для получения статуса города достаточно 200 жителей. Крупнейшими городами здесь являются столицы Швеции и Дании - Стокгольм и Копенгаген.


3. Подведение итогов.

Учитель. Итак, наша пресс - конференция закончена. Мы убедились, что у населения европейских стран есть общие черты: это низкий уровень рождаемости, повышение показателей смертности, высокий уровень урбанизации, преобладание христианской религии. В то же время жители каждой страны имеют свои особенности.
На заключительном этапе урока выставляется оценка каждому из «европейцев» и «демографов», ученики сдают карточки с ответами и заметкой о пресс - конференции.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий